Разъяснения по полезащитным лесным насаждениям

Автор: | 01.09.2021

Земли государственной собственности под полезащитными лесополосами, также как и сами насаждения передавались в свое время сельскохозяйственным предприятиям района на праве постоянного бессрочного пользования и также относились к государственной собственности.

Существовала целая система — сельские лесхозы, в ведении которых находились полезащитные лесополосы. После её ликвидации указанные лесополосы не были кому-либо переданы на баланс, а при приватизации земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности  в отношении них не было проведено разграничение с целью установления вида собственности.

В настоящее время на  большой площади их статус остался неизменным — они по земельному законодательству являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Всего полезащитных лесных насаждений в составе земель Каневского района насчитывается 5976га., из них 5614га насчитывается в составе земель с не разграниченной государственной собственности, в частной -1134 га собственности и 72га в аренде.

Полезащитные лесные насаждения  на  землях сельскохозяйственного назначения — это объект агролесомелиорации. Подлежит  особой охране, как защитные леса (см Лесной кодекс) , и вырубке не  подлежат.

В соответствии со статьёй 261 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности находящихся в границах земельных участков поверхностного (почвенного) слоя, водных объектов и растений распространяется на собственника земельного участка. Следовательно, распоряжение, оценка ущерба от повреждения и уничтожения указанного имущества осуществляется владельцами земельных участков.

В случае если собственность на земли, на которых находятся защитные лесные насаждения, не разграничена, то в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (статья 10) «распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов...».

Сельскохозяйственные предприятия в границах землепользований которых находятся  полезащитные полосы (за исключением тех хозяйств у которых зарегистрировано право собственности на них) не являются их правообладателями и не имеют права распоряжения.

В соответствии с Законом  Краснодарского края от 05.04.2010 №1945-КЗ «О сохранении и воспроизводстве защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения» агролесомелиоративные мероприятия обязаны выполняться правообладателями не реже одного раза в семь лет.  В соответствии с рекомендациями по ведению ЗЛН осуществлять рубки ухода  и санитарные рубки».

В инструктивном письме Министерства природных ресурсов Краснодарского края «О порядке проведения агролесомелиративных мероприятий в защитных лесных насаждениях» указано, что все мероприятии по агролесомелиорации в полезащитных лесных насаждениях должны осуществляться  на основании проектов агролесомелиоративного устройства, разработка которых осуществляется собственниками, владельцами или пользователями земель сельскохозяйственного назначения с расположенными на них ЗЛН.

Для оформления проекта агролесомелиоративного устройства необходимо предоставить:

1)  Официальное обращение от собственника, пользователя, арендатора;

2) Правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый защитными насаждениями:

— выписку из кадастра,

— свидетельство о регистрации собственности на землю, договор аренды земель или другие документы, подтверждающие право распоряжения земельным участком занятым ЗЛН

Следует отметить — поскольку 5614 га земель Каневского района занятых полезащитными полосами не разграничены, то для них (с целью разработки проекта агролесомелиоративного устройства) необходимо проводить межевание и постановку на кадастровый учет с последующей передачей в аренду желающим проводить указанные мероприятия.

В случае если есть претенденты на проведение агролесомелиративных мероприятий в полезащитных лесных насаждениях, то они могут,  по согласованию с органом местного самоуправления, самостоятельно проводить межевание и постановку на кадастровый учет участка предполагаемого для передачи в аренду.

Следует обратить внимание на то, что защитные лесные насаждения не могут  назначаться под заготовку древесины гражданами для собственных нужд. В  них проводятся лесоводственные уходы и реконструкция в соответствии с проектом агролесомелиорации.

Дополнительно информируем Вас, что согласно Закону Краснодарского  края от 27.09.2007 № 1321-КЗ «О порядке и нормативах заготовки  гражданами древесины для собственных нужд», в соответствии с Лесным  кодексом РФ, для удовлетворения потребности малообеспеченного населения в  дровах, определен порядок и нормативы заготовки древесины, в том числе  валежника, бурелома и ветровала,  только на землях лесного фонда.

Полезащитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения к  Лесному фонду не относятся.

Кроме того  по разъяснениям  Прокуратуры :  Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и  озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и  землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных  насаждений.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к  складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как  хищение.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а  равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений и  деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым, если эти деяния  совершены в значительном размере.

Заготовка древесины гражданами  для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на  основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного  документа, но с нарушением указанных в нем условий:

— произведенная не на  отведенном участке;

-не в том количестве;

— не тех пород деревьев, какие  указаны в документе;

— до или после сроков, указанных в нем;

-деревьев,  кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о  приостановлении, ограничении или прекращении деятельности  лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Оконченным  преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника  или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения  роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере.  Обязательным является установление причинной связи между незаконной  рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером  ущерба.

Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.  Лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих  действий, предвидит, что ими будет причинен и желает наступления этих  последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

Ответственность за данное преступление предусмотрена статьей 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации  и наступает  с 16 лет.

Согласно УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

  1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, -(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от

одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

  1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

а) группой лиц;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, -наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) (часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)(часть третья введена Феде ральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 267-ФЗ)